Гитары Fender

Эх, рок-говнорок, Fender Stratocaster! Я и песни петь могу, И еб*ться мастер!

 

Фирму Fender знают все - взрослые и дети, потому как все гитары у нее - лучшие на свете!)) Причем как из этой частушки так и из телевизора, фотографий и т.п. Дело в том, что они с Gibson являються праотцами гитаростроения, начали первые, раскрутились первые. В начале была идея и хорошие мастера, а потом уже было имя и хороший маркетинг. Так, конечно же, самые вкусные фендера – старые фендера и новые Custom Shop и Fender Master Build, но и стоят они как крыло боинга))) Давайте немного расскажу историю становления Fender.

Fender Electric Instrument Co была основана в 1945 году Лео Фендером в Фуллертоне (Калифорния). Первые деньги для внедрения в бизнес он зарабатывал на аренде усилителей, которые делал. Лео Фендер никогда не умел играть на гитаре, это поразительно вообще! Он даже не умел ее отстраивать, по слухам. Ему просто нравились гитары – у него на ферме, где он вырос, была просто немыслимая куча инструментов, он всегда говорил что просто любит инструменты. Он с детства интересовался электроникой и еще в 1922 году (ему было 14 лет) он самостоятельно сделал себе детекторный радиоприемник, который слушал в наушниках, к слову в те годы был разгар радиовещания – это было модно и ново. Так вот, постепенно перешел от радиоприемника к проигрывателям, а потом к звукоснимателям, усилителям и гитарам. По большому счету Лео сделал первую цельнокорпусную гитару просто как дешевую копию гитары, которую по заказу на «а слабо?» сделал ранее Пи-Эй Бигсби. Это интересная история, о ней лучше написать отдельно. Так вот, Бигсби отказывался потом делать гитары со словами «Вам надо? Идите ищите Лео Фендера в Фуллертоне». Так к Лео пришел один, потом два человека, потом десяток…. Потом несколько тысяч…

Интересный факт, идея разместить весь механизм настройки (колковый механизм) с одной стороны родилась давно и стара как мир. Хорваты, которые жили в Югославии, делали струнные инструменты с такой головой уже много лет еще до Лео Фендера и прочих производителей. Лео видел изображения этих инструментов в книгах, когда еще учился в школе и взял их в основу всех своих гитар – телекастера и стратокастера в частности. Интересно что на первых цельнокорпусных гитар Fender не было анкера и был один звукосниматель, но это не мешало отвезти первые примеры на NAMM выставку в 1949 году. В 1950 году в сет вышел первый Fender Broadcaster с двумя звукоснимателями и анкером. На выставке конкуренты Лео его гитару назвали «лодочным веслом» и отнеслись, мягко говоря, презрительно. Кстати название гитары, вернее синоним «весло» от туда и пошло))) Гитара, которая была с одним звукоснимателем была названа Fender Esquire (да-да, дешевый отдел Fender – Squire взял название с этой модели). После того, как Gretch выпустили ударную установку Broadkaster и запатентовали ее соответствующим образом - Fender было сказано прекратить использование их торговой марки  Broadcaster, не смотря на отличия C и K в смлова, и воздерживаться от этого впредь. В феврале 1951-го название Broadcaster было изменено на Telecaster. Почему? Название Broadcaster появилось из-за популярности в 40х годах радиовещания. Название Telecaster было выбрано потому, что в начале 50х таким же популярным становилось телевидение. Telecaster означало 100 % успех. Изобретение Лео Фендером Esquire и Telecaster было великим даром миру музыки – многочисленным гитаристам, тем, кто просто любит гитарный звук. Да, это правда, что в те первые годы гитары не сразу были приняты дилерами и исполнителями, потому что сама их концепция была действительно немного «того» по сравнению с тем, что они привыкли видеть. И вот что придумали Лео и Radio-Tel Sales, чтобы привлечь внимание этих опасливых дилеров: «Гитара Telecaster. Исходный образец цельнокорпусных гитар и испытанный фаворит бесчисленного количества исполнителей.

Telecaster отличается совершенным корпусом из лиственной древесины, покрытым превосходным светлым лаком, грифом из белого клена с регулируемым анкером, белым пикгардом, двумя регулируемыми звукоснимателями, регулировкой тембра и громкости и трехпозиционным переключателем. Двусторонний регулируемый бридж Fender обеспечивает точную настройку и удобную и легкую высоту струн над грифом. Гитара Telecaster обращает на себя внимание широким тембровым диапазоном и равно подходит как для быстрых головокружительных соло, так и для ритм-партий.

Гитара Esquire. В этом современном недорогом инструменте нашли свое воплощение многие отличительные особенности Fender, и больше всего он выделяется в плане низкой цены.

Гитара Esquire отличается превосходно лакированным корпусом из лиственной древесины, грифом из белого клена с регулируемым анкером, белым пикгардом, двусторонне регулируемым бриджем, регулируемым звукоснимателем, управлением тембром и громкостью, трехпозиционным переключателем тембра». Реклама сработала, и все последующее было красивой историей успеха.

Лео Фендер первым сделал электрический бас с ладами, на котором можно было играть как на обычной гитаре. И здесь он снова позаимствовал идею и довел ее до совершенства. Бас изобрел потому, что в нем была острая потребность, особенно в оркестрах, когда басовые партии игрались на огромных вертикальных апердулах. Чтобы удовлетворить эту потребность, в 1950-м году Лео начал разрабатывать модель бас-гитары. Первые вышедшие из производства басы появились только во второй половине 1951-го, и выглядели они как увеличенные телекастеры. Как появилось название Precision Bass? Очень просто - если музыкант зажимает правильный лад – получается правильная нота, точный результат.

После представления на NAMM 1951 Fender Precision Bass, те, кто еще не был уверен, что Лео свихнулся, когда он привез цельнокорпусную гитару, окончательно убедились в этом, когда он показал бас-гитару. Он были убеждены, что только полный идиот мог играть на такой штуке. А знаете какая реклама была?)) ШИКАРНАЯ! Fender Precision Bass - один из величайших примеров развития современных инструментов. Быстро становится предпочтением музыкантов всех направлений. Скромный в размерах, но богатый в музыкальном плане. В сравнении с обычным акустическим басом требует лишь малой доли усилий при игре. Очень удобен для быстрой тонкой исполнительской техники. При надлежащем усилении позволяет добиться гораздо большей слышимости, чем обычный акустический бас. Тембр удовлетворяет самые взыскательные требования, а транспортабельность – воплощение мечты каждого басиста. Ну правда ведь отличный маркетинг?

де-то в середине 1953 года он создал новую компанию, Fender Sales, Inc. Образовали ее четыре партнера – Лео Фендер, Дон Рэндалл, Эф-Си Холл и Чарли Хейэс. Каждый инвестировал в предприятие по 25 тысяч долларов.

Создание Fender Sales, Inc., президентом в которой стал Дон, было одной из самых сильных вещей, сделанных Лео в Fender. Вы можете иметь лучший в мире товар, но если никто не знает о нем, какая вам от этого польза? Дон же не только думал, что у него лучший товар, он делал так, чтобы об этом услышал даже самый пропащий. Думаю, что его маркетинговые идеи были действительно выдающимися. Он превратил Fender Sales, Inc. в одну из самых успешных дистрибьюторских структур в истории музыкального бизнеса. Это не только мое мнение; то же самое я слышал и от многих других, включая множество наших конкурентов.

В то же время, происходило и кое-что другое, о чем Лео, Дон и Чарли не знали. Эф-Си Холл вел переговоры с Адольфом Рикенбекером (Adolph Rickenbacker) о покупке Electro String Instrument Corporation. Только представьте себе историю этой компании, все те заслуги первооткрывателя, которые принадлежат ей в развитии струнных электроинструментов. Эф-Си Холл был консерватором по своей природе, но он был толковым бизнесменом. Он купил Electro String в декабре 1953 года. Уважаемый читатель, этот шаг будет иметь последствием кое-какие проблемы.

А пока - большой переезд. Еще до конца 1953 года все производство Fender переехало в четыре новых железобетонных блока по адресу 500 South Raymond, Fullerton, California. Это было действительно большое событие в ранней истории Fender. Именно здесь компания познает времена своего самого большого роста, здесь она станет одной из самых значительных историй успеха в истории музыкального бизнеса. Здесь Лео проведет свои последние рабочие дни в качестве главы компании, носящей его имя. Этот адрес потеряет свое значение после продажи компании CBS, что практически уничтожило имя Fender. Но слава Богу, его удалось спасти.

Подходим с самому дорогому нам – создании Fender Stratocaster!!! Fender Stratocaster является самой копируемой цельнокорпусной электрогитарой в мире! Fender Stratocaster не был разработан и сделан каким-то одним человеком. Целью его создания было расширение линейки музыкальных инструментов Fender для увеличения продаж. Так вот… без романтики особой)) Идея этой гитары была у Лео Фендера в голове еще в 1951 году, но корпус и гриф был сконструировал  только в 1953 году вместе с Фредди Таваресом, последний кстати сказал, что большинство идей вида Fender Stratocatser были «позаимствованы» у Билла Карсона (Bill Carson).

Билл Карсон был и остается великим гитаристом. Он играл ведущие гитарные партии у Хэнка Томсона (Hank Thompson) с 1952-го по 1954-й. Потом он ушел лидер-гитаристом к Биллу Грею (Bill Gray), другому участнику группы Хэнка, который ушел от него, чтобы собрать свою команду. В середине сентября 1957 года я взял Билла на работу в качестве контролера гитарных комплектующих, сборки и тестирования. Зная о таком музыкальном опыте Билла, вы поймете, почему Лео с большим вниманием относился к его мнению.

Фредди рассказывал, что сделать на Stratocaster шесть раздельных бриджевых седел было идеей Билла, Биллу же, по его мнению, принадлежит и заслуга оконтуривания корпуса. Билл говорил Лео, что гитара должна «сидеть как рубашка» (он тогда носил рубашки в стиле вестерн, которые обтягивают тело как перчатка). Лео рассказывал, как Рекс Гэлион (Rex Galion) говорил ему, что было бы здорово обтесать гитару, но мне кажется, что Рекс сделал это уже после того, как такую мысль высказал Билл Карсон. Возможно, у Рекса это была идея по типу «и я тоже так думаю».

Полностью к заслугам Лео стоит отнести форму корпуса, доводку шестисекционного комплекта бриджа и систему тремоло. Тремоло не было его собственной идеей. Джордж Бичем 26 мая 1936 года подал заявку на патент музыкального инструмента с тремоло, и патент (№ 2152783) был выдан 4 апреля 1938 года. Пол Бигсби тоже сделал свой первый механизм тремоло до того, как Лео разработал улучшенное тремоло для Stratocaster. Другая история – дизайн головы грифа. Думаю, для того чтобы составить свое мнение, вам стоит взглянуть на ту цельнокорпусную гитару, что Пол Бигсби сделал для Мерла Трэвиса. Лично я считаю, нет никаких сомнений в том, что она оказала влияние на форму головы грифа Stratocaster.

Джордж Фуллертон утверждал, что гнездо джека, расположенное на лицевой части гитары под углом 45 градусов, было его идеей.

Лео Фендер подал заявку на патент тремоло-системы, включающей шестисекционный регулируемый бридж, и гнездо джека под углом 45 градусов, 30 августа 1954 года. Патент №2741146 был выдан 10 апреля 1956 года. Как ни удивительно, в патенте не говорилось о форме и стесанных краях корпуса Stratocaster. Форма корпуса, как и cкошенный дизайн off-set waist, впервые упоминается в патенте №2960900 на корпус модели Jazzmaster. Заявку на него подали только 13 января 1958 года, а удовлетворили 22 ноября 1960.

Говоря о чьих-то заслугах в разработке Stratocaster, я не имею ввиду преуменьшить заслуги Лео. Даже не умея играть и настраивать гитару, он обладал способностью воспринимать предлагавшиеся ему идеи, добавлять собственные новации и получать такие шедевры как Stratocaster.

Весной и летом 1954 были сделаны первые несколько Fender Stratocaster!

Многие великие гитаристы выбрали Stratocaster в качестве своего главного инструмента. Всех их перечислить невозможно, но я уверен, что вы знаете такие имена как Дик Дэйл, Бадди Холли, Джефф Бек, Джими Хендрикс, Рай Кудер, Эрик Клэптон, Элден Шэмблин, Стиви Рэй Воан, Эдриан Билью, Дэнни Гаттон, Стив Хау, Ингви Мальмстин, Робин Трауэр, Роберт Крэй, Эрик Джонсон, Джеймс Гарвер, Стив Маклюр, Ричи Блэкмор, Дэвид Гилмор,…. Есть еще многих других, и среди них – Билл Карсон, идеи которого помогли сделать Stratocaster тем великим инструментом, которым он является.  

Кроме Fender Telecaster и Fender Stratocaster компанией были произведены такие модели гитар:

1958 — Fender Jazzmaster

1960 — Fender Jazz Bass

1961 — Fender Bass V

1961 — Fender Bass VI

1962 — Fender Jaguar

1964 — Fender Mustang

Далее, в эру CBS и последующие года, конечно же была уйма других моделей, их все не перечесть. 

Производитель гитар Fender куплен Columbia Records Distribution Corp. -
22 декабря 1964 года. Черная полоса началась… Цена, кстати, составила 13 млн. долларов США – на то время это были огромнейшие деньги. Пришли новые сотрудники, начался хаос, бюрократия. Люди пришедшие на производство начали учить уже наученных опытом мастеров и указывать что им делать, а что нет. Про эру CBS можно написать отдельный обзор – уж очень много было минусов и плюсов в то время.

В 1982 году организовывает другую компанию, которая будет конкурировать с Music Man, но CLF Research продолжит разрабатывать инструменты для Music Man. Это стало началом G&L и продолжением предприятия, изначально задумывавшегося для работы только с Music Man Instruments. Буквы G и L означали «Джордж и Лео». Но как говорил Лео, название придумал не он. CLF Research делала струнные инструменты для Music Man, и теми же самыми руками и на том же оборудовании теперь будут делать и инструменты для G&L. Том Уолкер в 1984 году продал Music Man фирме Ermie Ball, которой они владеют по сей день. В то же время в 1985 году CBS приняли мудрое решение уйти из бизнеса музыкальных инструментов. Они выставили Fender на продажу. Фирму купил Билл Шульц – это был идеальный вариант нового хозяина, который знал толк в данном деле, более того название изменили обратно на Fender Musical Instruments. Для начала было создано Custom Shop отделение в Короне, Калифорния. Там производились инструменты, которые Fender отдавал бесплатно или со скидкой звездным музыкантам, за что те, давали согласие на свое появление в рекламе Fender. Эндорсмент, что тут говорить…

А в 1986-м стала формироваться знакомая нам современная линейка гитар Fender. Появилась серия American Standard.

Дела пошли в гору и в 1991-м фабрика в Короне уже насчитывала 600 работников. Также в 90-е открылись фабрики в Мексике, Китае и Корее. К середине 90-х производилось около 50 000 гитар в год.

Fender  на сегодня вмещает в себя целый мир брендов – Fender, Fender Custom Shop, Squire, Stratocaster, Possport, Gretsch, Jackson, SWR, EVH, Tacoma, Olympia, Orpheum, X-Brand, GT, Sunn, Heartfield, Guild и уйма других!  

Однозначно хочу закончить статью со словами огромной благодарности Лео Фендеру и всем, кто помог создать такие замечательные гитары!!!